Елочка, гори — а надо ли нам это?
Сани готовят летом, а билеты на новогодние представления предлагают уже осенью. Неудивительно — скоро елками, наверное, начнут торговать сразу после первого сентября. Помнится, в моем детстве новогодние базары открывались уже под самый праздник. Теперь веселье начинается гораздо раньше, и все равно порой остается впечатление, что детские представления готовятся «на коленке», за два-три дня до премьеры. |
Есть анекдот про актера, которого зовут в Голливуд, обещают головокружительную карьеру, миллионные гонорары, любую, по выбору, кинозвезду на роль возлюбленной героя. «Но вылететь надо в конце декабря» — говорят ему. «Да вы что!» — крутит он пальцем у виска, — у меня же ёлки! Детские новогодние спектакли кормят многих — от актеров, для которых это прекрасная возможность заработать на довольно долгий срок, до авторов сценариев. Понятно, что на такой плодотворной ниве вольготно себя чувствуют и халтурщики, коих, увы, в этой сфере подвизается немало.
Для того чтобы слепить стандартный сценарий, нужно только открыть Microsoft Word (лет двадцать тому назад можно было бы сказать: «взять лист бумаги», но прогресс облегчил жизнь творцам) и выделить на это немного времени. Все они пишутся по одному шаблону: 1. Детей приветствует положительный персонаж (мальчик, снеговик, зайчик). Радостно сообщает, что скоро Новый год, что у него много дел, надо встретить Снегурочку и Деда Мороза. Удаляется. 2. На сцене появляется отрицательный персонаж — Баба Яга, Леший или волк. Радостно заявляет, что у него много дел — надо испакостить Новый год, а то и вовсе отменить. 3. Хорошие и плохие встречаются. Зайчики и снеговики проявляют завидную тупость, хотя дети и кричат им из зала, мол, не дружи с Бабой Ягой. 4. Злыдням удается украсть подарки, сломать елочку, похитить Снегурочку. Они радостно хвастаются, но тут нападают добрые персонажи и добро побеждает зло. 5. Елочка зажигается, артисты ликуют, дети вежливо хлопают и несутся получать подарок, ради которого, собственно, они все и терпели. |
Такие представления — вроде фальшивых новогодних игрушек. Не радуют. Тем не менее, они не исчезают. Не всегда их играют на сцене — иногда артисты приезжают в школы и детские сады, родители охотно платят лишние деньги, будучи уверены, что профессионалы изобразят Деда Мороза лучше, чем папа с ватной бородой. И сказка превращается в рутину. Не лучше ли озаботиться заранее, почитать отзывы в интернете и выбрать один спектакль — но хороший, на зарекомендовавшей себя площадке? Это, кстати, не всегда дорого — елка во Дворце Пионеров в прошлом году обходилась родителям в триста рублей, халтурщики берут не меньше. Да и один дорогой спектакль будет стоить столько же, сколько несколько дешевых, но это будет настоящая новогодняя сказка, которую можно вспоминать весь год.
Конечно, залы не резиновые, и если выбирать придирчиво, может получиться так, что дети останутся вообще без елки. Но тут на помощь придет самодеятельность и родительская фантазия. В конце концов, оставшись без клиентов, создатели горе-ёлок перестанут халтурить и подтянут уровень с оглядкой на тех, к кому на елки родители ведут детей не жалея расходов. То, что актеры не смогут подрабатывать, конечно, грустно. Зато, может, от Голливуда не откажутся? Марина Звягинцева |