Дизайн интерьера ванной комнаты в разное время выглядел по-разному. В этой статье мы попытаемся разобрать и показать вам интерьеры ванных комнат разных стилей и временных промежутков.
Культура заботы о человеческом теле, поддержании его в чистоте восходит к античности. В Древней Греции и Риме налаженная система водоснабжения городов позволила развернуть целую сеть как частных, так и общественных терм. В просторных светлых залах, в окружении дорических колонн и статуй богов, освеженные купанием в мраморных бассейнах патриции и философы беседовали о политике, о поэзии и искусстве. Согласно исследованиям, древний римлянин использовал до тысячи литров воды в сутки!
Термы высшего уровня в Риме возводились вблизи от горных источников. Название одного из них – Spa – стало впоследствии нарицательным. Целительные свойства минеральной воды были давно широко известны. Уже Эскулап рекомендовал не только внутреннее употребление aqua minerale, но также купание в бассейнах, заполненных минеральной водой, массирующей тело мириадами пузырьков и благотворно влияющей на кожу.
Ведущий исследователь европейского Средневековья Фернан Бродель подчеркивал серьезное влияние религии на представление человека того времени о быте и, в частности, о гигиене. Изнеженности язычников церковь противопоставляла аскетизм – духовный и физический. Соглашаясь с первым, принять второе было нелегко. Во Франции и Италии активно разрабатывались механизмы подачи воды в крупные города, тогда она, главным, образом, использовалась для утоления жажды.
Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» отметил влияние культуры ислама на рыцарей, участвовавших в крестовых походах. Ежедневные омовения, предписываемые Пророком, несомненно, нашли поклонников среди христиан, но в моду вошли много позже… Виной тому – климатические различия. Если в Средиземноморье и в Арабском мире воду не было нужды подогревать, то в Европе зимой даже вино замерзало в кубках.
В средневековом Париже, однако, историки отмечают рекордную концентрацию «мылен»-бань, как частных, так и общественных. В «Структурах повседневности», первом томе крупного исследования «Материальная культура цивилизации», Фернан Бродель пишет об этом: «А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки – обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами». Правящая элита была максимально изысканна – за императором Карлом Смелым (XV век) в его походах постоянно следовал обоз с ванной из чистого серебра.
В столице Франции тех лет существовали даже плавучие термы – на борту кораблей, пришвартованных к набережной Сены. Тем не менее усилиями католической церкви в XVI веке все это характеризуется как рассадник порока. В качестве же заменителя цивилизация опиралась на достижения парфюмерии. Уже в 1800 году в Лондоне, перенявшем у Парижа титул законодателя мод, не осталось ни одной общественной бани. В скобках заметим: археологические раскопки финских поселений XVIII столетия показывают, что каждая крестьянская изба того времени была оборудована сауной.
Ренессанс ванной комнаты как равноправной составляющей городских квартир и особняков наступает лишь в XIX веке. Решающую роль в этом сыграло оснащение домов системами водопровода, теплоснабжения и канализации. Ванные перестали быть исключительно подсобными помещениями, поднялись из подвалов на уровень гостиных и спален. И понятно, привлекли внимание архитекторов и декораторов. Возникли даже компании, специализирующиеся только на производстве материалов для отделки ванных комнат, скажем, Villeroy&Boch, гончарная мануфактура, основанная в 1734 году. Достаточно долгое время главным для них считалась гидроустойчивость. А этим качеством обладают мрамор и керамика во всем ее многообразии – фарфор, фаянс, кафель. Альтернативные материалы стали использоваться только лишь в ХХ столетии.
Характерный образец архитектурного решения ванной комнаты конца позапрошлого века можно увидеть в интерьерах многокомнатных квартир Санкт- Петербурга. И концепция интимности гигиенических процедур, благодаря которой ванные комнаты были лишены окон, понемногу начинает сдавать позиции. В ванных комнатах появляется под потолком небольшое окно, ведущее на кухню. Чугунные ванны, располагаясь у стены, отделаны мрамором. Допускается единственный элемент мебели – обрамляющий умывальник шкаф- моноблок с зеркалом и фарфоровыми дверцами.
Гораздо помпезнее выглядит дизайн интерьера ванных комнат того времени во дворце Феликса Юсупова. В новоготическом особняке на набережной Фонтанки ванная комната включала несколько анфиладных помещений, в одном из которых на уровне мраморного пола стоял небольшой бассейн глубиной около полутора метров. Здесь и прототип душевой кабины, и чугунная ванна на бронзовых ножках, и несколько по-восточному низких диванов и кресел. Прямо отсюда чугунная винтовая лестница вела в кабинет. Эта зона дворца отделана, как и другие его помещения – везде доминируют резные дубовые панели с готическим орнаментом.
От Одиссея к Хилтону
Важнейшую роль в стилевом решении и интерьере ванных комнат сыграла в ХХ веке тенденция гостеприимства. Что может быть лучше хорошей ванны для усталого путешественника? Даже хитроумный Одиссей, возвратившись после долгих странствий домой на Итаку, в первую очередь приступает к водным процедурам и лишь затем устраняет обидчиков своей супруги Пенелопы. Отели всего мира – от мадридского «Ритца», где жил и работал Хемингуэй, до нью-йоркского «Хилтона» – сделали ванную комнату важнейшей составляющей номера. А такие ведущие производители оснащения ванных, как Keuco и Gessi SpA, с гордостью демонстрируют на своих сайтах проекты, разработанные для лучших отелей мира. Это, естественно, не могло не способствовать популяризации культуры ванной комнаты в частных интерьерах. Вернувшись из отпуска или дальней поездки, зажиточная семья невольно задумывалась, как превратить свою ванную в нечто большее, чем просто сантехническое помещение, отделанное кафелем.
Изначальным полем для творчества архитекторов стали ванные комнаты люксов и сьютов в отелях. Здесь меньше пространственных ограничений. И вот в интерьерах ванных комнат появилось зонирование, дневное освещение, мягкая мебель, растения в кадках и другие элементы поистине дворцовой роскоши. Впрочем, и в одноместных номерах проектировщикам удавалось создавать интерьерные шедевры.
Одноэтажный отель Oberoi в индийском Джайпуре расположен внутри старинного английского форта с толстыми стенами и подъемным мостом через ров. Ванная комната в каждом из его номеров невелика – около шести квадратных метров. Половину этой площади занимает квадратный бассейн глубиной около метра, вторую половину – душевая кабина. Из огромного, во всю стену, окна виден маленький цветущий сад, огороженный глухой стеной. Великолепное решение, расширяющее пространство и соблюдающее все требования интимности.
Дело техники
Промышленная революция подарила «храмам чистоты» множество решений, без которых современная ванная комната просто немыслима. Еще в 1783 году английский изобретатель Джозеф Брама (также известный созданием поплавкового ватерклозета), патентует резьбовой водопроводный кран. Около века спустя сэр Уильям Томпсон (лорд Кельвин, создатель термодинамики) разрабатывает смеситель для холодной и горячей воды. Хотя консервативные англичане до сих пор предпочитают пользоваться раздельными кранами cold и hot, делая уступки лишь чужестранцам в отелях.
В середине прошлого века, в 1948 году, итальянские эмигранты братья Джакузи патентуют в США знаменитую гидромассажную ванну. Несколькими годами позже американский предприниматель Алекс Манукян запускает в производство однорычажные смесители.
Еще одно великое имя в истории ванной – Ханс Гроэ, основавший производство «водоразборной арматуры» в 1901 году в Германии. Через тридцать лет один из его сыновей, Фредерик, основал собственное дело. Сегодня компании Hansgrohe и Grohe AG (последней принадлежит честь изобретения в 1970 годах душевой кабины) считаются главными производителями сантехнического оборудования. Как и в автомобилестроении, в этой области надежность столь же важна, как и эстетика, поэтому многие пользователи отдают предпочтение традиционному немецкому качеству.
Рождение из пены
Комплексные архитектурные решения ванных комнат подтолкнули наиболее дальновидных производителей сантехнического оборудования к работе с признанными авторитетами в области дизайна. Яркий тому пример – сотрудничество Филиппа Старка с итальянской компанией Teuco. Многие дизайнеры делают
перегородки в Екатеринбурге для того, чтоб разделить пространство ванной на зоны. Такой метод позволяет сделать комнату более функциональной и уютной.
Ванная комната, как и любое помещение дома, испытала на себе влияние многих архитектурных стилей за достаточно короткий период. Сегодня большинство поставщиков оборудования и их дизайн-студии опираются на два стилевых вектора – классику и минимализм. Есть и промежуточное направление, получившее широкое распространение в конце ХХ века, – тогда итальянские дизайнеры удивили мир умывальной раковиной из дерева со стеклянной передней стенкой. Рискнем назвать это постмодернизмом, в первую очередь благодаря цитированию ностальгических форм рукомойников и банных кадок при использовании современных, порой неожиданных материалов.
источник