Редактирование – что это такое?
Для начала разговора об издательском деле – случай из жизни. Встретила я некоторое время назад одного знакомого, а он мне и говорит: «Я тут мега-проект затеял – книги издавать. Ты вот знаешь эту «кухню», расскажи, с чего начинать». Эта просьба меня озадачила. В общем-то, я действительно не первый год этим делом занимаюсь, но работа в издательском деле, знание его изнутри, и консалтинг — это, как говорят в Одессе – «две большие разницы». Однако кое-какими рецептами я поделилась. И один из первых советов, который я дала: «Заведи себе хороших редакторов». Причем, именно во множественном числе, — редакторов, которому что одним человеком в хорошем издательстве никак не обойтись. |
Если посмотреть в первом приближении — редактирование – это только часть издательского дела. Один из первых этапов процесса, когда сданная рукопись проходит литературную, научную, а иногда еще и техническую обработку, выстраивается ее логика и содержание. Но если копнуть глубже, то именно на этом этапе рукопись, поступающая в издательство, должна превратиться в нечто, способное впоследствии стать полноценной книгой (журналом, статьей, новостью – нужной подчеркнуть). Редактирование – это доведение текста «до ума», с учетом того, о чем книга, кто ее будущий читатель, как она будет выглядеть и даже того, где продаваться. Таким образом, по сути своей редактор – одна из ключевых фигур всего издательства. Давайте посмотрим правде в глаза – успех любого издания, как минимум, на 50% зависит от умений, чутья и профессионализма редактора. И только остальные 50% делятся между, собственно, автором, дизайнером, верстальщиком, производством и маркетинговой службой. Я уж не говорю о такой фигуре, как главный редактор – это, фактически, должность главного администратора, который принимает большинство руководящих решений и подконтролен лишь владельцу бизнеса. Самая частая ошибка начинающих издателей – экономия на редактировании. Нет ничего хуже заблуждения, чем «у меня и так хорошие авторы, они пишут все так, как надо». Редактор – основной проводник политики издательства, человек, который должен отсеивать «зерна от плевел». И если по каким-то причинам этот этап исключен из издательского процесса, то такое издательство не проживет долго. Поэтому, если уж вы задумали начинать издательское дело, прежде всего, обеспечьте себя квалифицированными редакторами. А вот о том, что именно должны знать и уметь хорошие, грамотные редакторы, поговорим в следующий раз.
|