Мастер оптической иллюзии Иштван Орос
Содержание
Мастер оптической иллюзии Иштван Орос
Иштван Орос, венгерский художник, известен работами в области оптического искусства. Он мастерски использует иллюзии и анаморфозы, получая замечательно объемные изображения-фигуры. Рисунки, созданные в технике аноморфоза, выглядят как бессмысленная или сюрреалистическая мазня, но при определенных условиях композиция принимает ясные и реалистичные очертания. Орос для этого использует коническое или цилиндрическое зеркало, которое трансформирует невнятные штрихи в трехмерное изображение. Детская любовь к фокусам заставляет зрителей толпами посещать многочисленные выставки затейливого художника. |
Четвертое измерение
Анаморфоз, согласно Википедии, — конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для восприятия как таковая, складывается в легко прочитываемый образ. Анаморфоз был изобретен в Китае, а в Европе наибольшее распространение получил в творчестве художников эпохи Ренессанса.
Иштван Орос, столь блестяще владеющий этой древней техникой, родился в 1951 году в венгерском городе Кечкемет. По профессии художник-график и художник-мультипликатор. Постоянный участник всевозможных выставок, инсталляций и биеннале, многократный их призер.
Цилиндрическая проекция
По рисункам легко понять принцип действия отражений, необходимых для эффекта трехмерности. Начиная с основания цилиндра, чем выше отражение, тем дальше оно должно быть на бумаге и тем шире оно должно становиться.
Настоящее искусство — многоплановость, объединенная всё в смысловое полотно. Вот так выглядит сверху одна из картин:
Устанавливаем зеркальный цилиндр в рисованную «пивную кружку»…
Так же картина, вид сбоку. Как будто живой официант отражается в кружке.
Еще четыре аналогичных кадра другой картины. Лицо выглядывает из небольшого круглого отверстия.
Но стоит на него поставить цилиндр…
…как вылезает целая голова!
Знакомое лицо, правда?
Кто это в осеннем лесу?
Сколько путешественников?
Имитация прозрачности непрозрачного материала
Некоторые работы не ограничиваются передним планом, который отражается в цилиндре. Иногда участие в композиции принимает еще один рисунок — фоновый, он вносит в работу еще больше смысла и последующего зрительского восхищения. Если смотреть с краю, на фоне видно руку или ногу — ту, что загораживает металлический цилиндр. Но стоит посмотреть спереди, цилиндр становится как будто прозрачным и ступню, либо кисть руки через непрозрачный металл также отчетливо видно. Именно этот эффект и является главной фишкой Иштвана Ороса.
На рисунке стопы — на бумаге сумасшедшая по вектору картинка. И. Орос борется с волнистым искажением, которое дает зеркальная поверхность цилиндра и обратным путем давая искажение на бумаге, выравнивает линию, рисуя именно то, что нужно изобразить. Искажение переносится на бумагу, а в отражении видно все четко, без волн, без «кривого зеркала».
У художника есть и конические и пирамидальные, и с разным количеством граней зеркала.
Пирамидальная проекция
На пирамиды желательно смотреть вертикально. Чем больше граней, тем сложнее сделать эффект прозрачности для объекта. Хотя с прямыми гранями работать проще, чем с искажениями цилиндра, но не в случае, когда отражение со всех сторон собирается в единую картинку.
Но в случае с лабиринтом это выглядит куда эффектнее, поверить невозможно, что в центре — металлическая пирамида.
Анаморфоз
А вот две картины в стиле анаморфоза. Отражения в цилиндрах, кстати, тоже можно назвать анаморфозом, но это не совсем верно.
При анаморфозе если смотреть прямо, можно увидеть одну картину, а чтобы увидеть скрытое изображение задуманное автором, нужно смотреть на эти работы сбоку под очень большим углом. Собственно и на мониторе это также можно сделать — откройте большую картинку по клику и посмотрите на неё сбоку почти с торца экрана.
Вид сбоку.
Вид сбоку.