Красивые мандалы Тибета

Красивые мандалы Тибета

 

Красивые мандалы Тибета знамениты на весь мир!

Слово «мандала», как кто-то мог сначала подумать, никакое не ругательство, а очень даже древнее и глубокое тибетское искусство, тесно связанное с религией буддизма, смысл которого понять может далеко не каждый.

Монахи вручную выкладывают искусные картины-мандалы из песка или крупинок мраморной крошки, совершенствуясь в терпении и тренируя выдержку и силу воли

Разные источники по-своему толкуют смысл мандал, мы попытаемся, не упустив ничего интересного, обобщить информацию и вкратце поведать об этом тибетском искусстве создания песчаных картин, лишь поверхностно коснувшись непостижимых глубин буддизма.

 

 
Ма?ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. Сложновато, правда? А представляете буддистам каково? :)

 

 

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Некоторые из красивых мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

 

 

Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена — процесс медитации и познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения — в демонстрации идеи непостоянства всего сущего. После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу. Иногда гостям церемонии раздают по горстке песка — это вовсе не сувенир, а знак приобщения к чистоте и просветлению. После монахи должны преподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. Процессия, несущая чашу к реке или морю, сопровождается пением молитв и музыкой. 

 

 

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.

 

 

Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин «песочная живопись», однако, весьма условен, поскольку материалом для мандал служит не природный речной песок, как это часто полагают, но измельченная горная порода.

 

 

В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. Выбор в пользу столь дорогих материалов был не случаен: помимо прочего мандала являлась подношением просветленным существам, и как всякий дар должна была обладать исключительной красотой и совершенством. Сегодня мы можем лишь рисовать в воображении, какими были те драгоценные красивые мандалы древнего Тибета.

 

 

Сегодня тибетским монахам приходится довольствоваться подручными средствами: в основном они используют мрамор, который измельчают в огромной каменной ступе в монастырском дворе. Полученную в результате тяжелого ручного труда мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета с тем, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.

Основные цвета, которые используются для этих целей — белый, черный, синий, красный, желтый и зеленый. Последние четыре цвета имеют три оттенка: темный, средний и светлый. Таким образом, в общей сложности получается четырнадцать цветов.

 

 

Мраморная крошка сортируется не только по цвету, но и по размеру частичек. В традиции монастыря Гьюдмед большие фоновые поверхности мандалы выкладывают из довольно крупных осколков мрамора, которые визуально напоминают небольшие драгоценные камушки. Поверх этих крупных камней мрамором тонкого помола наносятся сложные символы и декоративные узоры.

 

 

Эта техника сочетания мраморной крошки разного размера чрезвычайно сложна и требует от монахов-художников колоссального опыта и мастерства. Большинство монастырей, использующих тантрические ритуалы, поэтому создают мандалы из однородного мелкого песка, что значительно упрощает и ускоряет процесс их построения. В Гьюдмеде же уже на экзаменах монахи обязаны продемонстрировать способность работать с мраморной крошкой разного помола.

 

 

Даже строя мандалы в других странах, где монахи Гьюдмеда, как правило, ограничены жесткими временными рамками и необходимостью сочетать ритуалы с интенсивным общением с публикой, они стараются соблюдать традицию монастыря. Фоновые поверхности выполняются мрамором более крупного размера, хоть и не столь рельефного, как в монастыре.

 

 

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть . На начальных стадиях освоения песочных мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы работают исключительно по памяти. «Самое трудное выучить первую мандалу, — говорят монахи Гьюдмеда, — дальше проще».

 

 

Наш мир, являющийся прекрасным образцом творчества Создателя, лучше всего может быть представлен в виде идеальной мандалы. Именно поэтому принцип мандалы заложен в основе многих форм древнего искусства. По системе мандалы, с характерным для нее равновесием элементов, геометрическими формами и значимым числом составных частей, строились схемы храмовых комплексов, алтарей и даже планы городов. Заложенная таким образом структура имеет целью создание образа жизни, изначально содержащего в себе и повторяющего модель устройства мира.

 

 

Движение в мандале начинается от наружных частей к внутреннему центру. Снаружи, проходя окольными путями, через последовательные стадии, оно приближается к центру, подобно тому, как человек, входя в храм, должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищу, отбрасывая внешнее, чтобы прикоснуться к основам существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы считаете, что рисование мандал очень скучное занятие, рекомендую занятие поинтересней! Настольная игра Активити изгонит скуку из вашего дома!Сыграйте раз и поймёте сами!

 

 

  

 источник