Воздействие воды на покрытие автомобильных дорог

Воздействие воды на покрытие автомобильных дорог

Воздействие воды на покрытие автомобильных дорог, устроенное с применением органических вяжущих, приводит к уменьшению сцепления вяжущего с каменным материалом, особенно если между ними нет химического взаимодействия. Кроме того, в известных случаях вода может вымыть из вяжущего растворимые соединения или образовать (при содержании в смеси некоторых солей) эмульсии, также удаляемые водой. Поэтому всегда необходимо проверять прочность образцов покрытия в водонасыщенном состоянии. Для более быстрого эффекта водонасыщение следует осуществлять под вакуумом. При этом испытании прочность образцов, в зависимости от свойств минерального материала и вяжущего, будет в той или иной степени понижаться. Так называемые гидрофильные минеральные материалы, обычно из кислых каменных пород, хуже выдерживают испытание водонасыщением. Прочность водонасыщенных образцов определяют, как правило, не при максимальных температурах покрытия, а при некоторых средних температурах, при которых практически возможно насыщение покрытий водой.

Деформативная способность покрытий при низких температурах

Критерием прочности покрытий при низких температурах является максимальное относительное удлинение покрытия, которое характеризует его сопротивляемость разрыву при понижении температуры без возможности изменения размеров или сопротивление растяжению при изгибе во время зимнего неравномерного поднятия покрытия и основания. Чем больше возможные относительные удлинения, тем менее опасны понижения температуры и неравномерные деформации взбугривания при промерзании и, наоборот, чем резче изменения температуры покрытий и чем основания менее устойчивы против неравномерных поднятий или прогиба, тем выше требования приходится предъявлять к относительному удлинению покрытий во избежание образования в них трещин в холодный период года. Также физические свойства дорожного покрытия может изменять соль техническая для посыпки дорог. Следует заметить, что трещины возможны и при более высоких температурах покрытий, чем температуры зимнего периода, если деформации изгиба достигают максимума (например, при размягчении основания вследствие его избыточного увлажнения в весенний период).

Образование трещин в покрытиях, устроенных с применением органических вяжущих, является следствием воздействия ряда факторов, которые могут действовать как порознь, так и совокупно. Из этих факторов главнейшими являются следующие:

  1. деформации основания покрытия зимой при промерзании (неравномерное взбугривание) или весной (размягчение);
  2. резкие колебания температуры и влажности;
  3. недостаточная деформативная способность покрытия после его устройства или в результате старения.

Бороться с образованием трещин в покрытиях следует путём как повышения прочности дорожных одежд и регулирования их водно-теплового режима, так и улучшения деформативных свойств покрытия за счёт изменения его структуры и применения вяжущих с повышенной деформативной способностью, например, битума с добавками каучука. Что выгоднее с технико-экономической точки зрения: повышать прочность земляного полотна путём замены грунтов, увеличивать толщину основания или улучшать свойства покрытий за счёт введения в них несколько более дорогих составных частей — в каждом случае можно установить сравнением вариантов с учётом местных условий и возможностей.