Буддийский храм Муродзи, Нара

 

Приглашаю вас в путешествие по японскому буддийскому храму Муродзи.
В конце VIII — начале IX вв. в связи с расцветом эзотерических (тайных) буддийских сект Тэндай и Сингон, отождествлявших Будду с самой природой, началось строительство монастырей в горной местности; среди них лучше всего сохранился комплекс в Муродзи. Этот отдельно стоящий монастырь секты Сингон, расположенный в окружении высоких сосен, отличается скромными размерами своих сооружений (по облику близких синтоистским) и их интимным сочетанием с природой. По контрасту с большими городскими храмами в Нара, Муродзи все еще сохранил свою мистическую атмосферу. Из-за чрезмерно крутого склона монастырь построен террасами и не следует традиционным китайским монументальным образцам с центрально-осевой симметрией — кондо намеренно пристроен к склону холма, а открытые пилоны и обтесанные камни увеличивают внутреннее помещение и его связь с природой. Еще одно отличие от китайских моделей: вместо черепицы в Муродзи согласно синтоистскому обычаю крыши покрыты тонкими полосками кедра. И хотя крыша над верандой в XVII веке была перестроена, а кондо в три раза меньше, чем кондо монастыря в Тосёдайдзи, он построен по аналогичному плану — с фронтальным расположением платформы-алтаря. В соответствии с эзотерическими практиками большая часть храма была закрыта — там совершались тайные ритуалы. Пятиярусная пагода, расположенная рядом, кажется почти игрушечной из-за своего небольшого размера, тем не менее она повторяет традиционные формы, какие можно увидеть в Хорюдзи, за исключением крыши, которая покрыта деревом вместо черепицы.

 

А сегодня наш путь лежит в префектуру Нара.


Здесь неподалеку от раскопов древней столицы Хэйдзё в горных лощинах есть несколько очень примечательных старинных храмов.

В долине небольшой речки Муро спрятался окруженный небольшим городком храмовый комплекс Муродзи,.


Перекинутый через речку мостик ведет к храму.

Сразу с моста бросается в глаза каменная стелла с надписью: Муродзи, женский храм Коя.
Дело в том, что в известный центр эзотерического буддизма Сингон — Коя-сан женщин еще совсем не давно не пускали.

Женщины же совершали поломничества в свои специальные храмы.

Муродзи был одним из них. Запрет на посещения Коя женщинами полностью сняли лишь в начале 20 века.

Территория поросла вековыми деревьями. Три крипромерии вдоль дороги — символы трех буддийских сокровищ.:

Главные ворота как обычно охраняют стражники — Цари Дэва.

Здесь они разных цветов. Правый с открытым ртом произносит звук А, левый с закрытым — звук ОМ (УМ).

Вместе получается А-ОМ — альфа и омега, «от начала и до конца».

Сразу за воротами — небольшой пруд в форме санскритской литеры Бан.

Замена буддийских образов санскритскими литерами распространенная практика в эзотерическом буддизме.

Здесь знак символизирует Будду Дайнити — Махавайрочана. Бан защищает от несчастий и дарует благость.

Далее — крутые ступени ведущие в гору.

Мы поднимаемся на площадку, где справа — небольшой павильон Будды Мироку.

Напротив Мироку-до в глубине чащи скрыто небольшое святилище Тэндзинся.
В центре площадки между павильоном Мироку-до и святилищем Тэндзинся, фасадом к лестнице обращён Кондо — Золотой павильон.

Слева от Кондо новый подъем на следующую площадку, где находится Главный павильон комплекса — Хондо, называемый иначе Кантёдо.
Это возведенное в период Камакура — в самом начале 14 века здание вмещает образ Нёирин-Каннон —

один из трех самых известных японских образов Нёирин Каннон, еще более старый, чем сама постройка.


Изумрудные клёны-момидзи весной не уступают по красоте осенним багряным.

Слева за павильоном на склоне наверху каменной лестницы виднеется главная жемчужина комплекса — пятиярусная пагода.
В обрамлении изурудной листвы в лучах заходящего солнца она особенно выразительна.



За пагодой — новый подъём.

Пагода остаётся позади


По пути небольшие горки из камней, принесённых паломниками.


А тропа продолжает подниматься.


И вот уже видна цель — дальняя молельня Оку-но ин:



Спуск вниз.

Прощальный взгляд на пагоду

И возвращение в мир, по красному горбатому мостику.

На храмовых воротах среди оставленных старых амулетов — родная матрёшку. Какими судьбами её сюда занесло…

Спасибо за фотопутешествие Александру Чекаеву ([info]alex_chekaev)

 

Подписаться на RSS ленту! Подписаться на почтовую рассылку! Цитировать этот пост!